+7 342 212-05-55   ⋅  

Обязательная маркировка обуви. Что нужно обязательно знать

26 сентября 2019

На российском обувном рынке традиционно много контрафакта: и произведенного внутри страны, и ввезенного. В 2018 году эксперты оценили долю подделок в 40 % всего предложения и больше. Маркировка обуви должна помочь обелить рынок, остановить незаконный оборот, вытеснить контрафакт из логистической цепи, повысить собираемость налогов и таможенных пошлин.

К 2024 году маркировка станет сплошной: охватит все товары на рынке. Пока она обязательна только для отдельных групп: шуб, изделий из меха, сигарет и лекарств. По другим идут пилотные проекты, и скоро их маркировка тоже станет обязательной.

Сроки

Обязательная маркировка обуви введена с 1 июля 2019 года. С этого момента участники оборота должны начать поэтапный переход:

С 1 июля до 1 октября 2019 — зарегистрироваться в системе, подать заявки на регистраторы эмиссии кодов и начать маркировать остатки по упрощенной схеме.

С 1 октября до 1 февраля 2020 — получить регистратор эмиссии, завершить маркировку остатков, перейти на электронный документооборот, подключить сканер для считывания кодов, настроить онлайн-кассу для работы с маркировкой, подготовить софт — кассовую программу, которая сможет регистрировать продажи маркированных товаров.

К 1 февраля 2020 все участники обувного рынка должны освоить работу по новому порядку. С этого момента оборот немаркированной продукции будет прекращен.

За год до этого начался подготовительный этап — эксперимент по маркировке обуви. Он стартовал 1 июня 2018 и закончится 30 июня 2019.

Проект по маркировке обуви курирует Минпромторг. Инфраструктуру создает оператор — частная компания Центр развития перспективных технологий. ЦРПТ разрабатывает и поддерживает систему маркировки, выпускает и защищает цифровые коды за собственный счет, а не на бюджетные средства.

Генерация кодов маркировки платная. С 1 июля 2019 плата составляет 50 копеек за один код без учета налога на добавленную стоимость.

ЦРПТ уже давно занимается маркировкой, в том числе ведет проект по сигаретам, который стартовал в январе 2018 года. который стартовал в январе 2018 года. Этот опыт помог провести эксперимент в новой товарной группе. В будущем схема, созданная для обуви и табачных изделий, распространится на одежду, духи, покрышки и другие товары из распоряжения №792-р. Вероятно, ЦРПТ станет оператором единой системы маркировки для всех товаров на рынке, которую предполагается создать к 2024 году.

Ответственность за нарушения требований

Закон о маркировке товара устанавливает строгую ответственность за нарушения. Так, статья 4.7 п. 554-ФЗ вводит обязательный реквизит кассового чека — «код товара», позволяющий идентифицировать товар. Постановлением Правительства РФ № 174 от 21 февраля 2019 года установлено, что в этом реквизите для товаров, которые подлежат маркировке, указывается код идентификации, предусмотренный законом 381-ФЗ.

За нарушение этого требования может применяться ответственность, установленная частью 4 статьи 14.5 КоАП РФ: предупреждение или штраф на должностных лиц от 1,5 до 3 тысяч рублей; на юридических лиц — предупреждение или штраф от 5 тысяч до 10 тысяч рублей.

Как устроена маркировка обуви?

Важно понимать, чем отличаются «новая» и «старая» маркировка обуви (обязательная — и та и другая). «Старая» действовала и до цифрового проекта: производители всегда наносят на обувь и упаковку метки с данными о марке, модели, материалах, бренде и производителе, стране происхождения, для кожаной обуви — о виде кожи. Эта информация не зашифрована, а сама метка должна быть крупной и разборчивой, чтобы покупателю было легко ее прочитать и проверить, все ли соответствует действительности. За достоверность данных отвечают производитель, импортер и розничный продавец. Этот порядок маркировки обуви регулируется ГОСТом Р 53917-2019 и Техническим Регламентом Таможенного Союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (ТР ТС 017/2011). Продавать обувь без такой маркировки нельзя. Эти требования не отменены.

Новая маркировка обуви с 2019 года — электронная. На обувь наносится цифровой код DataMatrix. Информация в нем зашифрована и защищена от подделки с помощью криптографических технологий.

Код должны печатать на обувной коробке или на ярлыке производители. Импортеры обязаны договориться об этом со своими поставщиками. Генерирует коды маркировки оператор системы — ЦРПТ. Для каждой пары обуви — отдельно, причем за плату в 50 копеек без учета НДС. Коды маркировки невозможно подделать, они не повторяются несколько лет, а при продаже промаркированной обуви не списываются (в отличие от кодов для сигарет). Это сделано, чтобы предусмотреть возврат товара. «Отказную» обувь с кодом маркировки можно вернуть в оборот.

Цифровая маркировка на товаре показывает, что обувь произведена законно, ее качество соответствует заявленному, а все необходимые налоги и таможенные сборы выплачены. Потребитель может отсканировать код и узнать все о своей покупке: кто, где, когда произвел вещь и другие данные. Маркировка обуви контрольными идентификационными знаками позволяет сделать рынок прозрачным и автоматизировать контроль за движением товаров.

Узнайте, как подключиться к системе маркировки обуви прямо сейчас.


Другие новости

14 октября

В сервисе появилась вкладка «Уплачено». В ней отображаются данные о начисленных и уплаченных суммах, а также о расхождениях между ними по каждому налогу. 

11 октября

1 сентября 2024 года вступили в силу новые правила работы с ЭДО. С этого дня сотрудники компаний не смогут подписывать документы, используя электронную подпись юрлица. Теперь они должны применять ЭП физлица и подтверждать полномочия машиночитаемой доверенностью (МЧД), если между контрагентами не закреплен иной порядок. Рассказываем, как прошел первый месяц обязательного использования МЧД для клиентов Контур.Диадока.

10 октября

Компания Атол выпустила новое обновление драйвера для разработчиков кассового ПО. Обновление коснется всех моделей фискальных регистраторов Атол, в том числе 11Ф, 22ПТК, 25Ф, 27Ф, 30Ф, 55Ф, а также смарт-терминала Атол Sigma 10 (Атол 150Ф).

9 октября

Изменения вступят в силу в середине октября.